«ЭРА-Глонасс» представила технологию принудительной посадки беспилотников.
АО «Глонасс» внедрило систему идентификации беспилотников, основанную на государственной информационной системе (ГИС) «ЭРА-Глонасс», пишут «Ведомости». Технология позволит принудительно прекращать полеты дронов, нарушающих установленные правила. Как сообщил генеральный директор компании Алексей Райкевич, система способна перехватывать управление беспилотными воздушными судами (БВС) вблизи охраняемых объектов и осуществлять их посадку.
О начале разработки данной системы источники «Ведомостей» сообщали еще в декабре 2024 года. Теперь компания приступила к полномасштабному тестированию технологии. На первом этапе экспериментов к проекту подключены такие производители дронов, как «Аэромакс», «Летающие машины Тюринга», «Дрон солюшнс», «Роботехникинновейшн» и другие. Как уточнил Райкевич, тестирование интеграции между системами и оборудованием начнется на производственных площадках, а в марте-апреле сценарии работы будут испытаны в полевых условиях на аэродромах «Михеево» и «Орешково» в Калужской области. Заместитель губернатора и руководитель регионального министерства цифрового развития Дмитрий Разумовский выразил надежду, что система обеспечит информирование властей о всех полетах дронов в области.
Ранее, в сентябре 2024 года, АО «Глонасс» совместно с IT-компанией «Икс-про» представило X-SIM — специализированную плату с интегрированной SIM-картой, предназначенную для установки в дроны. Благодаря этому решению стало возможным управлять беспилотниками за пределами прямой видимости через мобильные сети. В настоящее время наблюдение за дронами осуществляется с помощью GPS-трекеров, однако новая технология предлагает более стабильное соединение, устойчивое к низким температурам и не требующее дополнительной подзарядки. Кроме того, X-SIM оснащена системой криптографической защиты с использованием отечественных алгоритмов шифрования.
Как отметил Райкевич, в новой системе впервые в России применяются криптографические методы для создания защищенных линий связи с беспилотниками. ГИС «ЭРА-Глонасс» в режиме реального времени сможет передавать данные о полетах в региональные центры управления, оперативные штабы и федеральные надзорные органы. Подобный процесс уже протестирован на различных видах транспорта, включая малую авиацию, и успешно применялся для дронов в 2024 году на форуме «Архипелаг» в Сахалинской области. Также система интегрирована с коммерческими платформами «Небосвод», «Юпитер» и «Флай дрон».
Система позволит взаимодействовать с существующими системами контроля воздушного пространства. В случае угрозы она сможет передавать команды на принудительную посадку дронов, если они входят в охраняемые зоны или к легально зарегистрированным беспилотникам приближается неопознанный БВС.
Разработкой программно-аппаратного комплекса (ПАК) системы защиты и обнаружения беспилотников занималась компания «Ступор». По словам ее генерального директора Дмитрия Воронцова, эти решения позволяют анализировать и систематизировать данные от систем контроля, а также выводить их в единый ситуационный центр. При выявлении нарушений система сможет принудительно посадить дрон. Райкевич добавил, что следующим этапом развития технологии станет внедрение гибридных сетей связи с включением спутникового сегмента.
Проект реализуется в рамках концепции цифрового бесшовного неба России, разработанной «Глонасс» совместно с «Платформой НТИ» и ведущими экспертами отрасли. Технологии позволят выполнить поручение президента России Владимира Путина по развитию беспилотной авиации и обеспечению безопасного использования дронов в регионах. В ходе совещания 28 января 2025 года глава государства дал распоряжение открыть воздушное пространство для гражданских беспилотников в безопасных зонах, где соблюдаются все необходимые условия.
С 2022 года в большинстве регионов России введены ограничения на использование дронов в связи с указом о различных уровнях реагирования — от базовой готовности до военного положения. Дополнительные запреты появились после атаки украинского беспилотника на Московский Кремль в мае 2023 года. Однако в рамках экспериментальных правовых режимов (ЭПР) БВС могут совершать полеты в ограниченных зонах 24 субъектов РФ, включая Москву, Московскую, Томскую, Самарскую и Нижегородскую области, Камчатку, Чукотку, Ханты-Мансийский и Ямало-Ненецкий автономные округа.
Отсутствие единого стандарта оснащения дронов средствами идентификации остается проблемой, считают эксперты. Для разграничения легитимных и нарушающих правила БВС требуется учет полетных планов, согласованных в Государственной корпорации по организации воздушного движения (ГК по ОрВД). Однако без установленного ответчика дрон не передает свой регистрационный номер, что делает его идентификацию затруднительной. По мнению специалистов, оснащение беспилотников средствами идентификации является необходимым шагом для обеспечения безопасности воздушного движения.
Технология «ЭРА-Глонасс» может не только повысить уровень контроля, но и предоставить дополнительную информацию внешнему оператору дрона о его местоположении, а также о других воздушных судах в зоне полета. По мнению экспертов, дальнейшая доработка системы и интеграция с существующими системами управления воздушным движением позволит повысить уровень безопасности и создать единый стандарт мониторинга беспилотников в стране.
Однако внедрение новых технологий неизбежно приведет к удорожанию беспилотников. По мнению аналитиков, стоимость дронов может увеличиться на десятки или даже сотни тысяч рублей. Тем не менее, сама по себе технология «ЭРА-Глонасс» остается относительно недорогой, а услуга подключения будет осуществляться на заводе с единовременной оплатой полного периода обслуживания X-SIM.
Первое — находим постоянно, второе — ждем вас