Космической империи Маска придется потесниться?
Созданная Илоном Маском спутниковая сеть Starlink всё чаще сталкивается с серьезными соперниками в борьбе за рынок высокоскоростного интернета из космоса. На горизонте появились опасные конкуренты — китайская государственная компания SpaceSail и сервис Project Kuiper, за которым стоит основатель Amazon Джефф Безос.
В ноябре SpaceSail подписала договор о работе в Бразилии и сообщила, что ведёт переговоры более чем с 30 странами по всему миру. Через два месяца она также запустила свои услуги в Казахстане.
Правительство Бразилии параллельно обсуждает сотрудничество с Project Kuiper и канадской Telesat.
С 2020 года Starlink вывела на низкую околоземную орбиту (НОО) — то есть на высоту менее 2000 километров, больше спутников, чем все остальные игроки рынка вместе взятые. Аппараты на такой высоте передают сигнал с минимальными задержками, что позволяет обеспечить скоростным интернетом жителей самых отдалённых уголков планеты, экипажи морских судов и даже военных в зонах боевых действий.
Лидерство Маска в космической сфере беспокоит китайское руководство, которое видит в этом прямую угрозу своим интересам. Не удивительно, что Пекин так щедро финансирует конкурирующие проекты и вкладывает средства в военные разработки систем отслеживания спутниковых группировок. Об этом свидетельствуют внутренние документы китайских компаний и научные статьи. В минувшем году Поднебесная отправила на низкую орбиту рекордные 263 спутника.
Такой подход находит отклик среди потенциальных клиентов. Например, бразильское правительство, как мы видим, с энтузиазмом встречает новых игроков на рынке спутникового интернета. Власти стремятся обеспечить высокоскоростной связью самые удалённые районы огромной страны. При этом прошлые разногласия с Маском по вопросам торговли и политики делают альтернативных провайдеров особенно привлекательными для граждан.
Когда журналисты Reuters попытались узнать у SpaceSail подробности о планах компании по международной экспансии, китайская сторона отказалась давать комментарии. Впрочем, о глобальных амбициях проекта красноречиво говорят публикации в подконтрольных китайскому телекоммуникационному регулятору СМИ. В прошлом году государственная газета восторженно писала о SpaceSail как о технологии, «способной преодолевать национальные границы, проникать через государственный суверенитет и безусловно покрывать весь мир... ».
Мало кто из международных соперников Маска может похвастаться такими амбициозными планами. Компания планирует отправить на орбиту 648 новых аппаратов уже в этом году, а к 2030 году их количество вырастет до впечатляющих 15 000. Для сравнения: у Starlink сейчас около 7 000 орбитальных устройств (по данным астрофизика Макдауэлла). К концу десятилетия эта цифра должна достичь 42 000. Все запуски станут частью группировки «Цяньфань» (что переводится как «Тысяча парусов») – первого серьёзного международного шага Китая на рынке космического широкополосного интернета. Параллельно китайские инженеры работают ещё над тремя подобными проектами. В долгосрочной перспективе Пекин намерен вывести на низкую околоземную орбиту грандиозное число аппаратов – 43 000 в ближайшие десятилетия. Для этого ведется разработка мощных ракет-носителей, способных доставлять в космос сразу несколько объектов за один запуск.
«Конечная цель гонки проста — застолбить как можно больше орбитальных позиций», — объясняет Чайтанья Гири, известный эксперт по космическим технологиям из индийского аналитического центра Observer Research Foundation.
Попытки Поднебесной захватить значительную часть низкой околоземной орбиты тревожат западных политиков. Они опасаются, что Пекин использует свою спутниковую сеть для распространения цензуры и пропаганды в интернет-пространстве далеко за пределами собственных границ. Сотрудники американского аналитического центра American Foreign Policy Council бьют тревогу. В своей февральской публикации они призвали Вашингтон активнее взаимодействовать со странами Глобального Юга, если США действительно намерены «всерьёз бороться с растущим влиянием Китая в сфере цифровых технологий».
Аналитики рассматривают проект «Цяньфань» не просто как коммерческую инициативу, а как стратегически важный космический компонент масштабной китайской инициативы «Один пояс, один путь». Этот глобальный инфраструктурный мегапроект с бюджетом в 1 триллион долларов стал визитной карточкой политики китайского лидера Си Цзиньпина. Однако критики убеждены, что за экономической оболочкой скрывается главная цель — расширить геополитическое влияние Пекина на максимально возможное количество стран.
Журналисты Reuters обратились в Министерство торговли Китая и к регулятору телекоммуникаций с просьбой прокомментировать эту ситуацию, но ответа не получили. МИД Китая ушёл от прямого ответа, лишь коротко заявив, что не знает деталей о работе SpaceSail и о том, как отечественные компании расширяют своё присутствие на зарубежных рынках. При этом внешнеполитическое ведомство подчеркнуло, что Пекин развивает космическое сотрудничество с другими странами исключительно «для блага их народов».
Сама компания SpaceSail преследует вполне благородную цель (по крайней мере на словах) — обеспечить надёжным интернетом как можно больше людей. Также они подчёркивают важность своих технологий для восстановления связи после стихийных бедствий и в других чрезвычайных ситуациях, когда наземная инфраструктура может быть повреждена.
Весь мир осознал оборонную ценность космического интернета, когда разные страны начали активно использовать Starlink в реальных военных конфликтах. Конечно, китайские аналитики внимательно следят за этим опытом. Учёные из Национального университета оборонных технологий Китая настолько заинтересовались темой, что правительство решило в разы увеличить финансирование аналогичных локальных инициатив.
Наглядный пример — недавний успех компании Hongqing Technology. Основанная в 2017 году и разрабатывающая амбициозную группировку из 10 000 спутников, компания только в этом месяце привлекла 340 миллионов юаней. И основную часть этих средств предоставили инвесторы, тесно связанные с государственными структурами.
Ещё более впечатляющих результатов добилась SpaceSail. В прошлом году компания получила колоссальное финансирование в размере 6,7 миллиарда юаней (около 930 миллионов долларов). Этот инвестиционный раунд возглавил государственный фонд, основная задача которого — модернизировать производственные мощности Поднебесной и вывести их на новый технологический уровень.
Тем временем китайские учёные, многие из которых работают в структурах, связанных с Народно-освободительной армией (НОАК), активно патентуют новые разработки в сфере спутниковых технологий. Статистика поражает: если в 2019 году страна оформила лишь 162 патента в области технологий для спутников на низкой околоземной орбите, то в 2023 году их число выросло до рекордных 2 449. Такие данные приводит база AcclaimIP компании Anaqua. Большинство патентов касаются создания экономичных спутниковых сетей и систем связи с минимальной задержкой сигнала.
«Космическая отрасль сейчас напоминает Дикий Запад — всё меняется очень быстро, каждый экспериментирует и пробует новое, — объясняет Антуан Гренье, руководитель космического направления в консалтинговой компании Analysys Mason. — Первопроходцы пользуются относительно свободным правовым полем и формируют рынок под себя, стремясь захватить ключевые позиции до того, как международные правила ужесточатся».
Некоторые китайские военные исследования даже не скрывают своей направленности — они прямо нацелены на противодействие системе Starlink. В одной из патентных заявок, поданной специалистами, связанными с НОАК, американская спутниковая сеть описывается двояко: с одной стороны, как «критически важный элемент для разведки и военной связи», а с другой — как технология, представляющая серьёзные «угрозы для сетевой, информационной и военной безопасности».