БРИКС в игре: ИРИ предлагает создать единую цифровую площадку для видеоигр

БРИКС в игре: ИРИ предлагает создать единую цифровую площадку для видеоигр

Институт развития интернета предлагает создать аналог Steam.

image

В исследовании Института развития интернета (ИРИ) «Компьютерные игры и метавселенные» содержится предложение о создании единой площадки распространения видеоигрового контента для стран БРИКС. Согласно документу, с которым ознакомился Forbes , эксперты ИРИ пришли к этой идее из-за необходимости защиты пользователей от деструктивной информации в видеоиграх. В исследовании отмечается, что существующие правила распространения контента в интернете не соответствуют современным требованиям и не обеспечивают равноценное партнерство между странами. В качестве решения эксперты предлагают разработать для стран БРИКС единую систему маркировки и правила распространения контента, включая видеоигры, а также создать общую площадку для распространения видеоигрового контента и единое информационное пространство в сфере видеоигр.

Заместитель генерального директора АНО ИРИ Борис Едидин, руководивший экспертной группой, проводившей исследование, сообщил Forbes, что содержание экспертного исследования еще не обсуждалось с органами власти, однако организация планирует довести результаты работы до профильных ведомств и отраслевых объединений, в том числе участвующих в развитии сотрудничества со странами БРИКС. По его словам, сформированные ранее институты допуска на рынки, сертификации и различной маркировки должны контролироваться странами, потребляющими контент, тогда как в настоящее время ситуация обратная. Он отметил, что на формирующемся крупном рынке потребления контента стран БРИКС отсутствуют общие стандарты, требования и правила, позволяющие государствам влиять на продукты, разрабатываемые за рубежом.

Едидин уточнил, что эксперты не предлагают конкретную площадку, поскольку для выработки такого предложения необходимо учитывать множество технических и регуляторных особенностей, наличие политической воли и экономическую целесообразность проекта. Он считает, что опыт созданных в России платформ может быть использован для реализации кросснациональных проектов.

В Минцифры сообщили Forbes, что знают о работе экспертов ИРИ по подготовке предложений в сфере регулирования видеоигровой индустрии, однако конкретных инициатив по созданию единой системы маркировки в видеоиграх для стран БРИКС им не поступало. Идею создания единой площадки распространения контента в БРИКС в министерстве комментировать не стали.

Борис Едидин пояснил, что поддержка игровых проектов осуществляется в рамках общего бюджета ИРИ, и в федеральном бюджете отдельной строки для этого не предусмотрено. По его словам, сумма поддержки игровых проектов в 2025 году будет определена по результатам текущих конкурсов ИРИ, которые станут известны только весной-летом. Сейчас идет рассмотрение заявок, и на сумму расходуемых средств влияет качество и масштаб проектов, заявляемых в конкурсе. В последние годы объем поддержки ИРИ составлял около 1 млрд рублей в год, и возможно, в будущем эта цифра немного увеличится.

В правительстве России дискуссия о регулировании видеоигр ведется уже около двух лет. В конце прошлого года к процессу подключилась и Государственная Дума. 12 декабря группа депутатов и сенаторов внесла законопроект, предлагающий обязать распространителей видеоигр информировать пользователей об их содержании, и предусматривающий, что сами видеоигры должны будут проходить экспертизу. Законопроект также вводит обязательную идентификацию пользователей и в отдельных случаях запрещает распространение видеоигр. 24 февраля этот законопроект обсуждался в Госдуме с участием законодателей и представителей бизнеса.

Борис Едидин уточнил, что ИРИ работал над исследованием компьютерных игр и метавселенных в течение 2024 года. Он отметил, что процессы разработки законопроекта о регулировании игр и исследования ИРИ шли параллельно и не были связаны друг с другом. По его словам, ИРИ «угадал момент», почувствовав, что количество инициатив нарастает и требуется система независимой оценки этих инициатив.

Едидин пояснил Forbes, что, анализируя опыт зарубежных стран и систем маркировки, которыми руководствуются западные компании, они поняли, что это эффективный инструмент, позволяющий обеспечить определенный протекционизм и контроль рынка. Он считает важным создать такие механизмы, в том числе маркировки, которые были бы ориентированы на универсальное правоприменение не только в ЕАЭС, но и в странах БРИКС. Это важно потому, что контентная индустрия ориентирована прежде всего на аудиторию, и бизнес идет туда, где есть потребители, где их много и где они готовы платить. Он отметил, что сегодня эта аудитория находится в странах БРИКС, где ее количественно больше, и в среднесрочной перспективе она будет больше и в финансовом выражении. Поэтому важно сформировать правила игры на новом рынке, где решения о допуске или недопуске игры, о ее соответствии духовно-нравственным ценностям, принятым в том или ином государстве, будут принимать именно те страны, которые являются ключевыми потребителями контента. В настоящее время стандарты задаются странами западной цивилизации, а потребление происходит в других странах, и этот перекос, по мнению Едидина, неправильный. При этом он подчеркнул, что речь не идет о том, чтобы что-то запрещать или не допускать, но правила игры должен определять тот, кто покупает, тогда как сейчас эти правила диктует продавец.

В своем исследовании ИРИ констатирует проблемы возникновения у пользователей игровой зависимости и активное применение игровыми компаниями практик, создающих и монетизирующих эту зависимость. По мнению экспертов, шагом к решению этих проблем может стать создание системы защиты прав игроков, приобретающих игры и совершающих внутриигровые покупки.

Эксперты ИРИ считают, что вопросы регулирования метавселенных необходимо рассматривать как логичное и последовательное продолжение регулирования компьютерных игр, являющихся для них основой. С точки зрения ИРИ, такой подход позволит унифицировать выдвигающиеся требования и обеспечить единые подходы к созданию, наполнению и функционированию метавселенных, а также к взаимодействию пользователей в них.

В ИРИ также проанализировали технологии, применяемые для игр двойного назначения. Они отметили технологическое отставание России от США и стран Европы в использовании для игр двойного назначения технологий AR/VR, несмотря на достаточно большое число отечественных разработок. По мнению экспертов, AR/VR-тренажеры могли бы значительно упростить, удешевить и ускорить процесс стрелковой подготовки, например, при проведении массовой мобилизации, когда требуется быстрое восстановление или формирование навыков у мобилизованных.

Отдельное внимание авторы исследования уделили регулированию игр в Китае. Борис Едидин заключил, что опыт Китая рассмотрен подробно, так как их законодатели рассматривают индустрию более комплексно. Они работают с чувствительными для государства сферами: внедряют различные механики для защиты национального рынка, активно борются с игровой зависимостью среди детей и молодежи, принимая запреты и ограничения на различные виды контента. При этом он отметил, что не считает нужным слепо перенимать китайский опыт, но учитывать его при принятии решений необходимо.

Мы расшифровали формулу идеальной защиты!

Спойлер: она начинается с подписки на наш канал

Введите правильный пароль — подпишитесь!