«Ваш самозапрет оформлен неверно»: афера, набирающая обороты.
Мошенники стали активно использовать тему самозапрета на кредиты как инструмент для обмана граждан. В Ассоциации развития финансовой грамотности (АРФГ) рассказали «Известиям», что аферисты применяют эту легенду на подготовительном этапе перед хищением персональных данных.
Сценарий начинается с телефонного звонка, во время которого злоумышленники представляются сотрудниками «Госуслуг» и сообщают, что самозапрет на кредиты якобы был установлен некорректно. Затем они предлагают исправить ситуацию, отправляя жертве короткую ссылку в мессенджере.
После перехода по этой ссылке человек попадает на поддельный сайт, который внешне полностью копирует портал «Госуслуги». Здесь его просят ввести данные для входа, которые моментально передаются мошенникам. Получив доступ к аккаунту на госпортале, злоумышленники могут авторизоваться в приложении банка с помощью «Госуслуг», а затем получить доступ к счетам. Это позволяет им получить доступ к банковским счетам, оформлять кредиты или переводить средства.
Еще один вариант атаки — установка вредоносного ПО через фишинговую ссылку. При загрузке на телефон такая программа получает возможность читать SMS-сообщения, включая коды для входа в интернет-банк или на портал «Госуслуги». Это значительно упрощает злоумышленникам взлом учетных записей и получение финансовых данных жертвы.
Несмотря на всплеск активности мошенников, Минцифры пока не получало официальных жалоб на случаи обмана, связанные с установкой самозапрета через «Госуслуги». Однако на платформе «Мошеловка», созданной «Народным фронтом», фиксируются многочисленные сигналы о подобных преступлениях. По словам экспертов, злоумышленники представляются «сотрудниками «Госуслуг», «представителями БКИ», «службой поддержки банков» и предлагают помощь в подключении самозапрета или снятии самозапрета, установленного по технической ошибке.
Функция самозапрета на кредиты и займы официально заработала с 1 марта 2025 года. Для ее активации потребуется подтвержденная учетная запись на «Госуслугах» и ИНН. Запрет распространяется на все виды кредитов, кроме ипотеки, автокредитов и образовательных займов. Информация о наличии самозапрета будет отображаться в кредитной истории гражданина, а банки и МФО обязаны проверять ее перед выдачей ссуд.
Если в кредитной истории есть действующий добровольный запрет, в выдаче денег будет отказано. Если потенциальные кредиторы заключат договоры, несмотря на самозапрет, то не смогут требовать от заемщика исполнения обязательств — в случае, если ссуду в итоге получили мошенники, поясняют «Известия». За первые 10 дней работы сервиса возможностью самозапрета воспользовались 5 млн россиян, включая граждан пожилого возраста.
Процедура отмены запрета сложнее, чем его установка. Потребуется заявление с электронной подписью, которую можно получить в приложении «Госключ». После снятия самозапрета действует «период охлаждения» — один рабочий день. Эта мера должна защитить граждан от мошенников, которые могут получить доступ к учетной записи.
Эксперты отмечают, что преступники активно используют нововведения в своих схемах. Захват аккаунта на «Госуслугах» открывает перед ними множество возможностей: оформление займов, регистрация электронных кошельков, мошеннические налоговые вычеты. Также украденные данные могут быть проданы на черном рынке.
В Минцифры напомнили, что «Госуслуги» никогда не звонят пользователям и не запрашивают коды из SMS. Настоящий сайт сервиса — только gosuslugi.ru, а официальные письма приходят с no-reply@gosuslugi.ru . При подозрении на мошенничество необходимо обращаться в банк или на портал «Госуслуг».
Центробанк советует гражданам сохранять бдительность и никому не сообщать свои данные, даже если звонящий представляется сотрудником госструктуры или банка. В случае сомнений лучше самостоятельно связаться с банком по официальному номеру.
Разбираем кейсы, делимся опытом, учимся на чужих ошибках