Что скрывал инженер в 3400 страницах секретных документов?
Инженер-электрик Министерства обороны США оказался фигурантом уголовного дела после того, как решил взять с собой домой десятки страниц сверхсекретной информации. Сотрудник распечатал и унес из защищённого офиса 155 страниц, принадлежавших к 20 разным документам, все из которых имели гриф «совершенно секретно». Затем инженер собирался улететь в Мексику на отдых, но агенты ФБР его перехватили.
51-летний Гокхан Гюн признал вину в несанкционированном изъятии и хранении секретных материалов. Теперь ему грозит до 5 лет тюрьмы. приговор будет вынесен 17 июня. Гюн был штатным сотрудником Министерства обороны с допуском к секретной информации и доступом к системам, содержащим материалы с уровнем секретности SCI.
По данным следствия, Гюн неоднократно проходил инструктаж по правилам обращения с секретными данными и знал, что такие материалы должны храниться исключительно в одобренных сейфах или специально оборудованных помещениях. Тем не менее, с мая 2024 года Гюн систематически печатал документы из защищённой сети прямо на рабочем месте и выноситл их за пределы учреждения.
Инженер уносил в полупрозрачных полиэтиленовых пакетах документы, среди которых были разведывательные сводки и другие чувствительные материалы. Всего с 10 мая по 7 августа Гюн распечатал 256 документов общим объёмом более 3400 страниц. По данным ФБР, как минимум 155 страниц точно соответствуют 20 конкретным документам из секретной сети, содержащей особо охраняемую информацию.
Особое внимание сотрудников безопасности привлёк тот факт, что большая часть документов была напечатана после 16:00 — вне обычных рабочих часов. Это усилило подозрения в том, что действия инженера были преднамеренными, а не результатом небрежности.
8 августа суд выдал ордеры на обыск двух домов Гюна, его автомобиля и всех устройств хранения информации. Уже на следующее утро агенты ФБР пришли к нему домой — как раз перед вылетом инженера в Мексику. Гюн заявил, что собирался отправиться улететь на рыбалку с друзьями, хотя ранее уверял своего работодателя, что летит один.
Во время обыска агенты обнаружили у инженера в рюкзаке файл с пометкой «совершенно секретно», который, по всей видимости, он собирался взять в поездку. Кроме того, на допросе Гюн отрицал факт выноса секретных документов, предположив, что если какие-либо бумаги и имели отметки о классификации, то они могли быть уже неактуальны.
Пока ни одно обвинение в шпионаже выдвинуто не было. Следователи не исключают, что действия Гюна могли быть продиктованы не злым умыслом, а халатностью или полным непониманием последствий. Однако, как подчёркивается в материалах дела, наличие допуска к секретной информации обязывает строго соблюдать правила обращения с ней, и даже простое хранение таких документов дома уже является серьёзным нарушением.