США обсуждают риски утечки данных высшего уровня.
Белый дом подтвердил подлинность переписки высокопоставленных чиновников администрации Трампа в мессенджере Signal, где обсуждались планы военных ударов по Йемену. Среди участников чата оказались вице-президент Джей Ди Вэнс, министр обороны Пит Хегсет, директор ЦРУ Джон Рэтклифф, советник по нацбезопасности Майкл Уолтц и... журналист. Это признание вызвало волну возмущения в экспертной среде Вашингтона.
Редактор журнала The Atlantic Джеффри Голдберг сообщил , что оказался добавлен в закрытый чат в Signal, где чиновники делились оперативными деталями готовящихся атак на йеменских повстанцев-хуситов: обсуждали цели, конкретное вооружение и даже последовательность ударов. Белый дом отметил, что номер Голдберга был «случайно добавлен» в переписку и сейчас идет проверка. Пит Хегсет заявил, что «никто не обсуждал военные планы» в мессенджере и нарушений не было.
Однако реакция оказалась мгновенной и резкой. Конгрессмен Бенни Томпсон от Демократической партии призвал к расследованию, назвав инцидент вопиющей некомпетентностью. По его словам, обсуждение засекреченной информации вне специально оборудованных помещений, да еще и с участием посторонних, «даже не должно быть предметом споров — это недопустимо». Республиканец Майкл Лоулер также выразил обеспокоенность : «Классифицированная информация не должна передаваться через незащищенные каналы, особенно людям без допуска».
По действующим протоколам, сведения о военных операциях и разработках считаются секретными наивысшего уровня. Такие обсуждения разрешены только в защищенных помещениях — SCIF (sensitive compartmented information facility) — с изъятыми телефонами и прочей электроникой. При невозможности очного участия, чиновники обязаны использовать одобренные правительством зашифрованные каналы связи. Signal к таковым не относится.
Бывший глава ситуационной комнаты Белого дома Ларри Пфайффер уточнил, что у топ-чиновников всегда с собой есть специально оборудованные средства связи — защищенные телефоны, ноутбуки, видеоконференцсвязь. Даже в дороге. Signal, несмотря на шифрование, не обеспечивает нужного уровня защиты — устройство может быть скомпрометировано, а переписка перехвачена или восстановлена даже после удаления.
Минобороны США еще в 2023 году официально указало, что Signal, iMessage и WhatsApp не авторизованы для обработки непубличной информации министерства. Управляемые приложения, в отличие от Signal, проходят централизованное администрирование и контроль, что снижает риск утечек.
Как сообщила бывшая сотрудница Минобороны на условиях анонимности, она с коллегами действительно использовала Signal, но лишь для напоминаний вроде «проверь служебный ноутбук» или «обрати внимание на тот вопрос». О прямом обсуждении секретов речи не шло: даже расплывчатые формулировки сопровождались переходом на защищенные каналы связи. Она назвала происходящее «абсолютно недопустимым» и заявила, что за 20 лет в правительстве не видела ничего подобного.
Особую тревогу вызывает тот факт, что военные планы были переданы человеку без допуска — журналисту. По американским стандартам, доступ к секретной информации разрешен только лицам с соответствующим уровнем допуска, с подписанным соглашением о неразглашении и только по принципу «необходимости знать». Администрация Трампа не раз заявляла о намерении жестко пресекать утечки, особенно в СМИ. Но теперь сама оказалась в центре скандала.
Расследование уже потребовали несколько членов Конгресса, в том числе Сет Магазинер. Он заявил, что чиновники, упомянутые в публикации The Atlantic, должны дать показания. Главный вопрос — насколько часто и безнаказанно высокопоставленные лица пользовались незащищёнными мессенджерами для передачи критически важной информации.