ИИ может думать за нас — даже когда мы этого не замечаем.
Что бы мы делали без знания? Всё — от создания космических кораблей до разработки новых методов лечения — стало возможным благодаря накоплению, распространению и проверке знаний. Можно сказать, это самый ценный ресурс человечества.
От глиняных табличек до электронных планшетов — технологии всегда играли ключевую роль в формировании человеческого знания. Сегодня мы стоим на пороге новой революции , масштаб которой сопоставим — а возможно, и превосходит — изобретение печатного станка или появление цифровой эпохи.
Генеративный искусственный интеллект — это принципиально новая технология, способная собирать и обобщать знания из интернета по щелчку мыши. Его влияние уже ощущается от школ до советов директоров , от лабораторий до тропических лесов .
Оглядываясь назад, чтобы заглянуть вперёд, можно задать вопрос: как генеративный ИИ изменит наши практики работы со знанием? И можно ли предсказать, приведёт ли это к улучшению человеческого знания — или наоборот?
Хотя изобретение печати сразу оказало сильнейшее влияние на общество, мы до сих пор не до конца осознали масштаб этих изменений. Во многом всё дело было в способности быстро распространять знания среди миллионов людей.
Разумеется, знания существовали и до печати. Устные традиции насчитывают десятки тысяч лет, и сегодня исследователи доказывают высокий уровень навыков , связанных с передачей знаний без письма.
Кроме того, культура писцов играла важную роль в древних цивилизациях, обеспечивая сохранение законов, религиозных текстов и литературы. Писцы были влиятельными фигурами, чьи рукописи ценились на вес золота.
Но именно печатный станок с подвижными литерами, изобретённый Иоганном Гутенбергом в Германии около 1440 года, по-настоящему демократизировал знания. Эту технологию часто описывают как способ говорить «от одного ко многим»: она сделала информацию доступной широким массам.
В результате появилось множество социальных изменений — от эпохи Возрождения в Европе до формирования среднего класса .
С приходом компьютеров и особенно интернета человечество вступило в новую эпоху знания. Связав миллионы устройств по всему миру, интернет дал нам возможность обмениваться идеями и обучаться.
Эту модель теперь называют «от многих ко многим»: пользователи могут общаться напрямую, без посредников.
На заре интернета форумы USENET были местом для обмена знаниями в режиме реального времени. С ростом числа пользователей возникла потребность в модерации контента, но интернет по-прежнему остаётся крупнейшей открытой библиотекой в истории.
Генеративный ИИ — это нейросети, способные создавать тексты, изображения, видео и аудио, имитируя человека. Среди них — ChatGPT, DALL-E, DeepSeek и другие.
Эти системы уже позиционируются как персональные библиотекари: теперь не нужно искать книги — ИИ сам найдёт и перескажет нужное. Нам давно не нужно ходить в библиотеки, но теперь даже прокрутка электронных источников становится избыточной.
ИИ обучен на сотнях миллиардов слов , что позволяет ему сжимать и синтезировать огромные массивы информации по разным авторам, темам и эпохам. Задав любой вопрос, пользователь, скорее всего, получит разумный ответ. Однако иногда ИИ начинает «галлюцинировать» — выдаёт недостоверные или даже ложные сведения вместо того, чтобы признать, что он чего-то не знает.
Генеративный ИИ также может адаптировать свои ответы под пользователя — язык, стиль, сложность, тон. Это мощный инструмент, который позволяет сделать знания доступными для всех, независимо от их подготовки.
Однако, становясь посредником между человеком и знаниями, ИИ меняет само представление о том, что такое знание. Кто автор? Кто владелец? Можно ли ему доверять? В этом смысле он может лишить нас и модели «один ко многим» эпохи печати, и потенциала «многие ко многим» цифровой эпохи. Возможно, мы сами незаметно превращаем множество уникальных голосов в один безликий поток.
Большинство знаний рождаются в спорах, сомнениях и критике. Они требуют усилий, внимательности и честности. Способствует ли этому ИИ — вопрос пока открытый, и исследования дают противоречивые ответы.
Некоторые работы показывают, что он стимулирует креативность , другие — опровергают это . Есть данные , что ИИ помогает отдельным людям, но вредит коллективному развитию. Многие преподаватели опасаются, что он подрывает критическое мышление .
Более того, исследования цифровой амнезии показывают, что мы всё меньше информации держим в голове из-за зависимости от гаджетов. Люди и организации становятся всё более зависимыми от технологий.
Ещё 2500 лет назад философ Сократ заметил : истинная мудрость — это осознание собственного незнания.
Если генеративный ИИ делает нас богатыми на информацию, но бедными на мысли, возможно, именно эта фраза Сократа — знание, которое нам сейчас нужнее всего.