Почему пиратка пока выигрывает у отечественных решений.
Более 28% российских компаний считают допустимым использование нелицензированного иностранного программного обеспечения в случае отсутствия отечественных аналогов. Еще почти 22% опрошенных организаций не видят «особенных проблем» в использовании нелицензированного зарубежного софта.
Опрос проводился среди 310 участников — топ-менеджеров, руководителей ИТ-направлений, а также представителей компаний из сфер строительства, энергетики, тяжелой промышленности, инжиниринга, ИТ и образования.
По данным исследования, 15,2% компаний вообще не используют отечественное программное обеспечение.
Среди компаний, не отказывающихся от нелицензированного ПО даже при наличии отечественных решений, 22% называют субсидии и специальные предложения необходимым условием для перехода. Еще 20% заявляют о готовности увеличить долю российского ПО при полном уходе западных конкурентов с рынка. Столько же — 20% — отмечают, что разработка собственного программного обеспечения оказывается более выгодной по сравнению с покупкой готовых отечественных продуктов.
По данным Strategy Partners, в 2024 году рынок корпоративного ПО в России вырос на 34% и достиг 199 млрд рублей. Это почти сопоставимо с уровнем 2021 года (201 млрд рублей). Согласно целям нацпроекта «Экономика данных», к 2030 году не менее 80% организаций в ключевых отраслях экономики должны полностью перейти на отечественное ПО.
До 2022 года большинство российских компаний легально закупали программное обеспечение у иностранных вендоров. После их ухода с рынка часть компаний продолжила использовать эти продукты без лицензий и официальной поддержки. В 2023 году власти обсуждали законопроект о принудительном лицензировании иностранного ПО. Также рассматривалась идея оплаты лицензий через спецсчета с последующим направлением 50% средств на поддержку российских разработчиков через гранты и субсидии, однако эта инициатива не была реализована.
По словам представителя «Сисофт», основным фактором, способствующим росту доли отечественного ПО, остается улучшение его функциональности. Среди наиболее часто используемого пиратского ПО названы Revit и Navisworks от американской Autodesk с долями 30,2% и 16,2% соответственно.
Эксперты на рынке отмечают, что импортозамещение в области систем автоматизированного проектирования (CAD) остаётся одной из самых сложных задач. Отмечается, что трудности связаны не только с нехваткой квалифицированных кадров и незрелостью отечественных решений, но и с сопротивлением пользователей, привыкших к зарубежным программам, глубоко интегрированным в производственные процессы. Переход на российское ПО требует перестройки всего жизненного цикла продукции и изменения профессиональных привычек широкого круга специалистов.
По официальным данным, к концу 2023 года доля отечественных решений на российском рынке САПР в денежном выражении составила 90%. Однако, по оценке экспертов, реально доля используемых лицензий на российские продукты составляла лишь 15–20%, остальное приходилось на пиратские версии иностранных решений.
По данным Минцифры, выручка российских разработчиков CAD-решений за 2021–2023 годы удвоилась — с 7,3 млрд до 14,8 млрд рублей. Министр цифрового развития Максут Шадаев сообщал, что речь идет об органической выручке компаний. Также он отмечал, что по итогам 2024 года общий объем российского рынка САПР достигнет 23,6 млрд рублей. Для сравнения, в 2021 году совокупная выручка иностранных и российских разработчиков в этом сегменте составляла 22,3 млрд рублей.
Отмечается, что программное обеспечение иностранных производителей, в частности Autodesk, фактически стало отраслевым стандартом. В строительном проектировании его доля может достигать 90%. Несмотря на наличие российских аналогов с сопоставимыми возможностями, переход требует масштабного переобучения сотрудников.
Также отмечается, что основным барьером для перехода на отечественные решения остаётся высокая степень доверия к качеству, функциональности и зрелости зарубежного ПО, а также наличие большого числа специалистов, уже владеющих этими продуктами. Кроме того, сложность смены программного обеспечения обусловлена вложенными ранее средствами в автоматизацию, доработку и настройку корпоративных процессов.