Когда всё, что хакерам было лень взламывать по кусочкам, теперь лежит в одной папке.
20 марта президент США подписал указ с бюрократически звучащим названием «Остановить растрату, мошенничество и злоупотребления за счёт ликвидации информационных силосов». Звучит разумно, правда? Ведь само слово «силос» — и существительное, и глагол — уже давно ассоциируется с изолированными хранилищами информации, где данные пылятся в одиночестве, вместо того чтобы работать на общее благо. Объединение разрозненных баз данных правительства — это, вроде бы, шаг в сторону прозрачности и эффективности. Однако на практике всё выглядит куда тревожнее.
Формально указ позволяет федеральным ведомствам объединять неклассифицированную информацию из разных источников. Его цель — сократить расходы, устранить мошенничество и повысить прозрачность. Но вместе с этим появляется возможность для почти неограниченного доступа к данным, включая медицинские, налоговые и социальные сведения. Даже если они хранятся у третьих сторон, но были собраны по заказу государства — теперь и к ним может быть открыт путь. Это уже не просто реформа: это демонтаж барьеров, на которых держалась идея конфиденциальности в государственном управлении.
Уничтожение так называемых силосов действительно может помочь в борьбе с мошенниками — особенно если речь идёт о сомнительных оценках стоимости недвижимости или фальсифицированных данных в отчётности. Однако есть и другая сторона. Отдельное хранение налоговой информации, медицинских документов, данных переписи населения и даже доходов нелегальных иммигрантов имеет вполне рациональные основания. Оно не просто защищает частную жизнь — оно обеспечивает работоспособность системы. Если мигранты перестанут платить налоги, опасаясь раскрытия, кто от этого выиграет?
Кроме того, объединённые базы данных — это магнит для хакеров , иностранных спецслужб и просто злоумышленников. Репутация американского правительства в защите персональных данных в последние годы, мягко говоря, оставляет желать лучшего. Хуже того — при расширительном толковании закона 1974 года о конфиденциальности, на который ссылается указ, создаются лазейки для дальнейшего обхода юридических ограничений. Уже сейчас ведомства, отказывающиеся передавать информацию в обход действующих норм, подвергаются чисткам — их сотрудников отправляют в отставку, заменяя более сговорчивыми.
Хотя само название указа не упоминает DOGE (новое ведомство, ответственное за «эффективность»), в реальности именно оно стоит за многими запросами на доступ к данным. Более того, параллельно с этим указом, суд заблокировал попытку DOGE получить доступ к базе данных социального страхования, назвав её не обоснованным расследованием, а «рыбалкой» — и не в хорошем смысле. Но если всё же удастся объединить налоговую, медицинскую, миграционную и другую информацию в единый массив, это будет уже не рыбалка, а промысловый вылов в промышленных масштабах.
Технический сектор любит фразу «ремонтировать самолёт в полёте». Только вот если в этом самолёте пассажиры — реальные люди, риск становится неприемлемым. Похоже, администрация Трампа и DOGE не особенно задумываются об этом, предпочитая лететь прямо в гору, рассчитывая разобрать обломки позже. На фоне других инициатив — от атак на здравоохранение до нарушений ядерной безопасности — этот указ может показаться незначительным. Но если его доведут до конца, мы можем потерять точность данных, значительную часть доходов и, самое главное, остатки частной жизни. Кажется, мы ещё будем скучать по этим самым силосам.