«Рак — только по визе»: NIH закрыл базы для России и Китая

«Рак — только по визе»: NIH закрыл базы для России и Китая

США блокируют доступ к онкоданным.

image

Национальные институты здравоохранения США (NIH) заблокировали доступ к ряду научных баз данных для исследователей из восьми стран, включая Россию и Китай. С 4 апреля доступ запрещён для организаций из КНР, Гонконга, Макао, Ирана, КНДР, Кубы, Венесуэлы и России. Речь идёт о системах с контролируемым доступом (Controlled-Access Data Repositories, CADR), содержащих сведения о раковых и нейродегенеративных заболеваниях, психических расстройствах, подростковом развитии и других медицинских темах.

Как указано в официальном уведомлении NIH, опубликованном 4 апреля 2025 года, агентство «запрещает доступ к хранилищам данных с контролируемым доступом и соответствующим данным для организаций, находящихся в странах, вызывающих обеспокоенность». К ним отнесены Китай (включая Гонконг и Макао), Россия, Иран, КНДР, Куба и Венесуэла. Согласно документу, решение принято «в соответствии с Указом № 14117 и нормативом 28 CFR Part 202», направленными на предотвращение доступа к чувствительным персональным и государственным данным США. Также прекращаются все текущие проекты с участием этих стран, связанные с CADR, как подтвердил представитель NIH в комментарии для Fierce Biotech.

Под запрет попала , в частности, ключевая база данных Национального института рака — Surveillance, Epidemiology and End Results (SEER), содержащая информацию о заболеваемости раком по всей территории США. Как сообщает китайские источники , начиная с 4 апреля китайские исследователи больше не могут войти в систему SEER. База широко использовалась в Китае: с 1999 года с её применением опубликовано более 1 500 научных статей, включая 459 в 2019 году.

Ограничения опираются на указ , подписанный бывшим президентом США Джо Байденом в феврале 2024 года. Его цель — предотвратить утечки больших объёмов медицинских и геномных данных американцев. Однако в финальной версии документа, опубликованной Министерством юстиции США в январе, подчёркивалось, что речь идёт именно о «коммерческом характере» передачи данных — с оплатой или иным вознаграждением. CADR напрямую в нём не упоминаются.

Ни Белый дом, ни Министерство здравоохранения и социальных служб США, курирующее NIH, не прокомментировали разницу между прежними нормами и действующими с 4 апреля правилами. Представители NCI, управляющие SEER, также не дали комментариев.

Эксперты отмечают, что последствия нового запрета могут быть серьёзными для мировой науки. По словам экономиста из Университета штата Аризона Бхавена Сампата, наука — это кумулятивный процесс, и её прогресс зависит от обмена данными. Ограничение доступа к подобным базам может замедлить как фундаментальные исследования, так и последующие инновации в медицине.

Это не первое отключение российских исследователей от международных научных хранилищ. В 2022 году был прекращён доступ к базе мутаций HGMD, активно использовавшейся в онкологических и генетических исследованиях. По словам руководителя проекта Medach.Pro, врача-исследователя Сергея Ткачева, базы NIH стали своего рода «запасным выходом» после блокировки HGMD, особенно в исследованиях рака. Современные биомедицинские разработки нередко опираются на комплексный анализ генома, транскриптома и протеома пациентов — это критически важно при создании таргетных препаратов. Потеря доступа к таким данным увеличивает издержки и осложняет работу исследователей. В результате, поясняет Ткачев, возрастает риск зависимости от импортных решений, что усиливает технологическое отставание и может повлиять на здоровье населения. CADR также предоставляли ценную информацию о социально-генетических характеристиках американского населения и помогали анализировать закономерности заболеваемости.

При этом молекулярный биолог из МГУ Сергей Харитонов отмечает, что ключевым инструментом для многих российских учёных остаётся открытая база PubMed, также поддерживаемая NIH. CADR, по его словам, используются реже. Он полагает, что с помощью VPN можно будет сохранять доступ к нужной информации. Сергей Ткачев, в свою очередь, надеется, что научные и медицинские учреждения России успели частично локализовать наиболее критичные массивы данных и создать альтернативные источники их хранения.

Присоединяйся к сообществу ИБ-специалистов

Обменивайся опытом, решай реальные задачи и прокачивай навыки вместе с экспертами на Standoff Defend*.

*Защищать. Реклама. АО «Позитив Текнолоджиз», ИНН 7718668887