Как компания борется с нелояльностью сотрудников.
Внутренние страницы компании Automattic, владеющей WordPress, оказались оснащены почти незаметными индивидуальными водяными знаками. Как сообщает 404 Media, ссылаясь на сотрудников, таким образом руководство пытается отследить, кто из работников сливает информацию журналистам.
Речь идёт о внутренней коммуникационной платформе P2 — это продукт WordPress, который активно используется внутри Automattic. В компании существует сотни таких P2-сайтов, часть из которых являются командными, а часть — общими, например, для анонсов. Именно на этих страницах был обнаружен невидимый узор, наложенный поверх белого фона. Если изменить цвет фона или приблизить изображение, водяной знак становится заметным — а это значит, что при утечке скриншота можно теоретически определить, кто именно его сделал.
Внедрение такой технологии стало частью многомесячной стратегии борьбы с утечками, которую продвигает глава компании Мэтт Малленвег. Ещё осенью он выдвинул ультиматум сотрудникам, предупредив, что те, кто общается с журналистами, должны либо «уйти по-хорошему», либо будут уволены без компенсации. 159 человек согласились на добровольный выход — по словам Малленвега, это 8,4% персонала. Остальные 91,6%, как он отметил, фактически отказались от потенциальных 126 миллионов долларов компенсаций.
Позже он повторно предложил добровольный выход. Внутрикорпоративные сообщения показали, что предложение якобы адресовано тем, кто сожалел, что не ушёл в первый раз. По словам Малленвега, некоторые утечки исходили как от действующих, так и от бывших сотрудников, но теперь это «уже в прошлом». Масштаб откликов на оба предложения оказался столь значительным, что компания ощутила кадровый дефицит.
В апреле 2025 года Automattic уволила около 300 сотрудников — это примерно 16% от всей команды. При этом, как стало известно, некоторые сотрудники получили всего 9 недель выплат, независимо от стажа в компании.
Использование водяных знаков внутри корпораций — не новая практика. Подобные технологии применяются и в Apple, и в Tesla, а в 2023 году один стартап даже привлёк $10 млн инвестиций. Однако в случае с Automattic внедрение водяных знаков стало частью масштабного кризиса внутри компании.
Ситуация усугубляется давним конфликтом между Малленвегом и WP Engine — платформой для хостинга WordPress-сайтов. В сентябре он публично обвинил конкурента в злоупотреблении брендом WordPress и недостаточной поддержке сообщества. После ответного юридического письма WP Engine он вовсе запретил компании использовать ресурсы WordPress. Более того, критиков в самом сообществе начали выгонять из общих чатов. А на странице входа на WordPress.org появился чекбокс лояльности, где требовалось осудить WP Engine. По решению суда он был заменён на абсурдную фразу «pineapple is delicious on pizza» .
На фоне этого сотрудники признаются: атмосфера в Automattic — параноидальная и деморализующая. «Чувствую себя ещё более настороженно, чем раньше», — признался один из них. По словам другого, сейчас в компании остались либо преданные сторонники Малленвега, либо те, кто не может себе позволить уволиться.
Automattic не дала комментариев по поводу водяных знаков, сроков их внедрения и своей текущей кадровой политики.