Марс + Церера за один рейс: инженеры из Индии задумали невозможное

Марс + Церера за один рейс: инженеры из Индии задумали невозможное

Пока остальные спорят, Индия летит.

image

Инженеры из Индии представили амбициозную концепцию межпланетной миссии, в которой экипаж из шести человек за один полёт отправится к двум небесным телам — Марсу и карликовой планете Церера. Проект получил название HUCITAR (Human-Crewed Interplanetary Transport Architecture) и может быть реализован уже к 2035 году. Разработка была представлена на 56-й Лунно-планетной научной конференции (LPSC-2025).

В отличие от существующих программ NASA и Китая, предполагающих поэтапное освоение Луны и Марса с выходом на долговременные миссии, инициатива HUCITAR сразу нацелена на дальний полёт — с посадками сначала на Марсе, затем на Церере и возвращением на Землю. Продолжительность миссии составит около четырёх лет и семи месяцев.

Миссия будет состоять из четырёх фаз. Первая — старт с низкой околоземной орбиты в июле 2035 года и перелёт на Марс за 6,5–8,5 месяцев. В марте 2036 года корабль прибудет на Марс, где трое участников спустятся на поверхность на многоразовом посадочном модуле. Для них планируется обустройство жилого модуля, чтобы они могли проводить научные исследования.

Оставшиеся трое астронавтов отправятся к Церере в апреле 2036 года. Путь займёт 574 дня, посадка — в ноябре 2037 года. Исследование Цереры продлится 46 дней. В январе 2038 года начнётся обратный перелёт на Марс, где экипаж соединится снова. Завершится миссия возвращением на Землю к апрелю 2040 года.

Авторы предложили использовать для связи отдельный ретрансляционный спутник между Марсом и Церерой — аналог Mars Relay Network. Это позволит поддерживать связь на протяжении всей миссии, несмотря на большие расстояния и задержки сигнала.

Техническое обоснование включает детальный расчёт траекторий, манёвров и потребностей в топливе. Для различных этапов потребуются изменения скорости (дельта-v) от 3,75 до 11,2 км/с, в зависимости от оптимизации маршрутов. Базовая архитектура строится на химических двигателях, но авторы подчёркивают, что ядерные термореактивные установки (NTP) будут предпочтительнее.

Рассмотрены три сценария маршрутов: прямой перелёт Земля–Церера, маршрут с промежуточной остановкой на Марсе и наиболее выгодная по топливу траектория с использованием аэрокапчи на Марсе. Последний вариант выбран как оптимальный: он снижает требования к двигательной установке и позволяет гибко планировать орбитальные манёвры.

Авторы подчёркивают, что пока не затрагивали аспекты защиты от радиации или невесомости. Основное внимание уделено инженерным вопросам: оптимальным траекториям, типу двигателей и структуре миссии. В будущем планируется дополнить проект проработкой биологических и медицинских рисков, а также применением технологий, таких как вращающиеся отсеки, центрифуги и даже гипотетическая гибернация.

Проект поднимает планку планирования пилотируемых полётов вглубь Солнечной системы. Он поднимает на повестку дня возможность экспедиций к нескольким планетам за одну миссию и подчёркивает растущую роль Индии в разработке межпланетных программ.

Твой код — безопасный?

Расскажи, что знаешь о DevSecOps.
Пройди опрос и получи свежий отчет State of DevOps Russia 2025.