Чем все-таки является фильм, художественным произведением или обучающим видео?
В прошлом месяце Федеральная служба безопасности РФ сообщила о том, что террористы налаживают контакты в киберпреступном сообществе. Как пояснил директор ФСБ Александр Бортников, помощь профессиональных хакеров может понадобиться им для атак на объекты критической инфраструктуры с целью вызова техногенных катастроф.
Примечательно, что директор российской спецслужбы выразил те же опасения, которые ровно пять лет назад озвучил Леон Панетта, в то время занимавший пост министра обороны США. По словам Панетты, злоумышленники могут удаленно вывести из строя электростанции, транспортную и финансовую системы, а также блокировать работу правительства, причинив непоправимый ущерб целому государству. Все это бывший министр обороны США назвал «кибер Перл-Харбор» - термином, теперь уже плотно вошедшим в обиход.
Прошло пять лет, однако «кибер Перл-Харбор», к счастью, не наступил, и, похоже, далеко не все эксперты в области безопасности АСУ ТП верят в то, что он возможен в ближайшее время. К примеру, по словам основателя ИБ-компании Dragos, бывшего служащего ВВС США Роберта Ли, сейчас угрозы уничтожения электростанций нет. «Не похоже, чтобы объекты перестали работать, и какой-то случайный вредоносный код в сетях электростанций, водоочистных сооружений или даже атомных электростанций мог привести к печальным последствиям. Он может затронуть операции, и это нехорошо. Однако это еще не конец света и вовсе не является проблемой безопасности», - заявил Ли в интервью изданию Motherboard (статья за 21 марта 2017 года).
Пускай не все эксперты по безопасности АСУ ТП и SCADA-систем верят в то, что хакеры и вправду способны взорвать электростанции, зато верят кинематографисты. Ярким примером является фильм «Кибер» (оригинальное название «Blackhat»), вышедший на экраны в начале 2015 года. В нем отчетливо показано возможное развитие событий, если какой-нибудь гениальный хакер-социопат с кудрями и в гавайской рубашке вдруг решит обогатиться, попутно взорвав пару-тройку электростанций и обвалив несколько фондовых бирж.
Сюжет довольно прост – некий хакер-террорист, преследуя неизвестные цели, взрывает электростанции в Китае и устраивает панику на фондовой бирже. Противостоять ему может только молодой агент китайской спецслужбы вместе с сестрой и закадычным американским другом, отбывающим срок за кардинг.
Во время просмотра фильма складывается впечатление, будто смотришь научно-популярную передачу или документалистику. Все герои внятно, шаг за шагом описывают свои действия и действия хакера. Вот нам показывают интерфейс SCADA-системы, где мы видим шкалу скорости вращения турбины на одной из электростанций в Китае. Вот мы видим хакера, перехватывающего контроль над турбиной и увеличивающего скорость ее вращения. Затем следует взрыв. Мигалки «скорой», искаженные страхом лица людей, хаос и огонь везде, и при этом кадры дрожат, словно камера в руках у видеооператора. Мы будто смотрим экстренный выпуск новостей, но никак не художественный фильм (видно, что создатели изрядно потрудились для достижения максимальной реалистичности), отчего впечатление складывается довольно жуткое.
Скорее всего, в фильме «Кибер» реалистичность является не художественным приемом, а психологическим. По словам преподавателя истории кино в одном из кинематографических вузов СНГ, большинство картин в США снимаются по заказу (не всегда гласному) правительства, и именно оно диктует сюжет, исходя из текущих потребностей государства. Не исключено, что «Кибер» как раз входит в число фильмов, снятых по заказу правительства. Рядовые граждане могли пропустить мимо ушей заявление Панетты о надвигающемся «кибер Перл-Харборе» или просто не понять, о чем говорил министр обороны, а вот фильм с мускулистым красавцем Крисом Хемсвортом в главной роли наверняка посмотрят миллионы. И правда, лучший способ рассказать о чем-то – показать это в кино. Совпадают и сроки – Панетта выразил свои опасения в октябре 2012-го, а съемки «Кибер» начались в мае 2013 года (по данным IMDb).
Несмотря на чрезмерную «документальность», фильм нельзя назвать скучным. Он снят в лучших традициях боевиков 90-х – тут тебе и перестрелки на каждом углу, и колумбийские наркодельцы, и бронежилеты из журналов, и бравые агенты ФБР сотрудничающие (!) с китайскими коллегами, и отважная красотка-героиня, и рукопашные бои. И вообще, Хемсворт больше похож не на элитного хакера, а на молодого Ван-Дамма (если бы Ван-Дамм имел диплом MIT и носил в кармане флэшки с кейлоггерами), метелящего противников налево и направо.
Помимо обязательных атрибутов боевика, в «Кибер» много технических подробностей, слегка утрированных и «разжеванных» для простых смертных. К примеру, подробно описывается каждый этап атак на электростанцию и фондовую биржу (в частности, объясняется, что такое RAT, и как хакеру удалось обойти физическую изоляцию компьютеров). Кроме того, показан типичный прием фишинга (опять же таки, с целью объяснить простому обывателю, как это работает) и приоткрыта завеса над хакерским арсеналом американских спецслужб.
Кто же на самом деле здесь blackhat, и о чем все-таки фильм? Является «Кибер» художественным произведением или обучающим фильмом наподобие тех, что в 50-х годах американцы снимали о том, как себя вести во время ядерной бомбежки? Лучше самим посмотреть фильм и ответить на эти вопросы.
Спойлер: она начинается с подписки на наш канал