Некоторые файлы нельзя удалять безвозвратно.
Итак, третий сезон «Мистера Робота» (Mr. Robot) плавно приближается к финалу. После безжалостной седьмой серии создатели сериала «смягчили удар» не менее эмоциональной, но более жизнеутверждающей восьмой серией, даже само название которой («Не удаляй меня») дает надежду на какой-никакой хеппи-энд.
Как и предыдущий, этот эпизод напрочь лишен каких-либо технических деталей, столь полюбившихся поклонникам «Мистера Робота». Серия получилась совсем не компьютерной, не хакерской, но по-человечески теплой. В конце концов, хакеры – тоже люди и ничто человеческое им не чуждо, даже если порой кажется иначе. Со всей уверенностью можно назвать восьмую серию третьего сезона самой человечной из всех. А еще в ней есть много отсылок к перемещению во времени и к кино.
Единственный взлом в этой серии – взлом электронной переписки юридической конторы, в которой работает брат Мобли Сандеш Маркеш. Правда, в отличие от предыдущих серий, на этот раз нам не показывают процесс взлома. Мы узнаем о нем только со слов самого Эллиота, отметившего, что использование в качестве пароля домашнего адреса, даже бывшего – плохая идея. Трудно не согласиться, действительно, пароль – хуже не придумаешь.
Начало серии переносит нас в 1995 год. Мы оказываемся в кинотеатре вместе с Эллиотом Алдерсоном и его отцом. Из всех премьерных фильмов этого года (на стенах висят афиши фильмов «Бэйб: Четвероногий малыш» и «Каспер»), папа с сыном почему-то идут не на детское кино, а на триллер Дэнни Бойла «Неглубокая могила». Очень символичное название, учитывая, что, так и не попав в кинозал, мистер Алдерсон умирает. Хотя, надо сказать, в этой серии все символично, нужно лишь уметь читать между строк.
Став свидетелями смерти отца Эллиота и первого появления Мистера Робота (помните, как мальчик предлагал попкорн пустому креслу возле себя?), мы оказываемся в действительности, где разворачиваются события восьмой серии. После самого масштабного теракта за всю историю США, в котором Эллиот ошибочно винит себя, а вернее, Мистера Робота, прошло три недели. Если точнее, мы переносимся в 21 октября 2015 года. Эта дата хорошо известна поклонникам трилогии «Назад в будущее» – именно в этот день Марти Макфлай прилетел в будущее с целью спасти своего сына от тюрьмы.
Как позднее признается Эллиот, он всегда мечтал пересмотреть фильм именно в этот день. Однако в начале серии мы застаем его дома в самом мрачном расположении духа. Эллиот винит себя в смерти тысяч людей (ему пока неизвестно, кто является истинным организатором теракта), но хуже всего то, что он считает себя виновным в гибели своих товарищей по FSociety Шамы Бисуоз (Трэнтон) и Сунила Маркеша (Мобли).
Как и на всех, с кем Эллиот когда-либо имел дело, на Трэнтон и Мобли у него есть подробное досье. Мы видим, как герой переносит на диски папки с их именами, а затем удаляет с компьютера. Файлы Трэнтон и Мобли удалены с системы точно так же, как сами Трэнтон и Мобли были удалены из этого мира. «Удаляя что-то, ты решаешь уничтожить это, попрощаться навсегда», – говорит Эллиот, и почему-то вдруг понимаешь, что речь идет вовсе не о файлах и папках.
По своему обыкновению парень подписывает диски названиями музыкальных альбомов («Magic» Брюса Спрингстина для Трэнтон и миксы DJ Mobley для Мобли), прячет и в холдер для дисков и забрасывает под кровать (что ж, весьма надежное хранилище для данных).
Герой принимает очень сложное решение – удалить себя из этой жизни. В первую очередь Эллиот «расчленяет» компьютер, и то, что он проделывает с несчастной машиной, действительно напоминает сюжет «Неглубокой могилы». Сетуя на окно, запрашивающее подтверждение действия («Да, я действительно хочу безвозвратно удалить этот файл!»), парень и не подозревает, что совсем скоро ему самому судьба преподнесет такое «окошко» в лице кудрявого мальчика.
Отдельно стоит отметить сцену, когда Эллиот соглашается сводить маленького брата Трэнтон в кино. Она не имеет отношения к каким-либо взломам, однако содержит явный намек на возможность исправить существующее положение вещей. Пытаясь объяснить брату Трэнтон сюжет фильма «Назад в будущее», Эллиот говорит: «Этот фильм о путешествии в будущее с целью изменить прошлое». Его поправляет стоящий рядом персонаж в костюме Марти Макфлая: «Отправиться в будущее, чтобы изменить прошлое, нельзя. Он отправляется в будущее, чтобы изменить будущее». И действительно, во второй части трилогии Марти отправляется в будущее с целью уберечь своего сына от тюрьмы, ждущей его в еще более далеком будущем.
И наконец, самое интересное. Еще во втором сезоне Трэнтон как-то обмолвилась о том, что ей удалось найти способ «обратить взлом». К счастью, перед гибелью девушка успела рассказать о нем в электронном письме Эллиоту. И как же здорово, что потом ее же брат помешал парню совершить самоубийство, чтобы, в конце концов, он смог прочитать письмо и все исправить:
«Кажется, я нашла способ отменить взлом. Я следила за Ромеро. Еще до атаки 5/9 он установил на все машины в зале игровых автоматов аппаратные кейлоггеры. Управление полиции Нью-Йорка скопировало все данные после его убийства. Мне удалось перехватить документ при передаче его ФБР. Они не смогли получить доступ к содержимому зашифрованных контейнеров кейлоггеров. Если у Ромеро каким-то образом сохранились ключи или хотя бы исходные данные и исходный код инструментов для шифрования, ответ можно получить из записанных кейлоггерами данных. Хотя теперь эти файлы, скорее всего, уже есть у ФБР».
Учитывая бесконечные отсылки к трилогии «Назад в будущее», не исключено, что обратить взлом действительно можно. В таком случае, вера Анжелы в возможность поворачивать время вспять уже не кажется такой уж бредовой. Конечно, речь не идет о путешествии во времени как таковом. Скорее всего, Эллиоту предстоит изменить не прошлое, но будущее, как и сделал герой их с Анжелой любимого фильма.
Мы уже видели воодушевленного Эллиота, полного решимости «починить мир», во второй серии. В тот раз его хватило ненадолго. Но что-то подсказывает, что теперь героя ничто не остановит, и он сможет изменить будущее с целью изменить будущее.
Но доступ к знаниям открыт для всех